Друзья, коллеги, люди, живущие не в парадигме «мне всё равно», «это нам не задавали, это мы не проходили»! 16.08 мы провели акцию «Для целой эпохи последний звонок». В ней участвовали дети от 7 до 17 лет из разных школ Зеленограда: Александр, Мария, Ксения, Альбина, Николай, Андрей, Тимофей, Михаил, архитектор, социальный энтузиаст, хористка Екатерина Игоревна Алёшина, представитель родительской общественности, юрист Екатерина Сергеевна Терехова, краевед, историк, журналист, археолог, коллекционер, мой ученик и сподвижник Никита Кузнецов, ныне студент истфака РГГУ. Акция была организована нашим Музеем-клубом истории образования и духовной культуры при содействии Е.И. Алёшиной и заключалась в поддержке музеев школы № 204 им. Максима Горького, их организаторов и хранителей — Юрия Валентиновича Антонова и Дмитрия Владимировича Малых.
Пунктирно: после реконструкции московских школ у них порой теряется индивидуальное лицо, в частности, пропадают или стандартизируются музеи. Сейчас готовится реконструкция одной из старейших школ Москвы № 1501 (прежний — 204), план капитального ремонта не предусматривает музейных помещений, памятник М. Горькому велено демонтировать, все мемориальные доски на фасаде – снять. А ведь школе – более 105 лет, у истоков её стояли титан педагогики С. Шацкий, архитектор-экспериментатор и педагог-новатор А. Зеленко; в школе бывал лично Максим Горький, её окончили поэт-фронтовик Давид Самойлов, физик и астроном Феликс Зигель, нейрохирург, Герой Труда Александр Коновалов, народный художник СССР Александр Шилов, писатель Александр Проханов.
Некоторым адресатам я сообщал о подготовке акции, но ряд людей, к которым я относился с доверием, проигнорировали мой призыв или отклонили его. Что ж, хвала тем, кто оказался в группе избранных! Мы буквально писали эпилог существования школы и музеев, по крайней мере, в прежней версии: во время экскурсии рабочие и некоторые сотрудники школы выносили экспонаты, складывали их в коробки, кто-то застывал на несколько минут, «поймав» волну нашего общения. Это были сцены, достойные Вед: мир детства излучал радость и увлечённость при знакомстве с музеями, а через эти чистые и благородные чувства сновали, словно персонажи театра абсурда, рабочие, выносившие обломки этой радости и любопытства в зону рутинной суеты и неопределённости. Один ребёнок громко и отчётливо произнёс: «Это же издевательство над историей!» Несколько недель назад на площадке школы № 204 собирались педагоги-энтузиасты и музейщики, которым небезразличны судьбы Отечества, просветительской теории и практики; среди них я хочу особо отметить Н.В. Соколову, Н.Н. Сосновскую, С.Р. Сварчевского, Ю.К. Берёзкина. Обсуждался вопрос будущего музеев, способов спасения и сохранения экспонатов, отстаивания ценностей педагогики. И вот сейчас мы узнаём, что с понедельника (19.08) доступ в музеи закрывается, сами они ликвидируются. Наша экскурсия оказалась действительно последней, мы засвидетельствовали, как музейный бриг затащен в док и разбирается холодно и в спешке. Я не заметил, чтоб составлялись какие-то описи экспонатов, положенных в ту или иную коробку, хорошо, что упаковка ведётся хотя бы под наблюдением досточтимых коллег. Дмитрий Владимирович вообще хотел замуроваться в музейном подвале и переждать шторм. Несмотря на форс-мажорные обстоятельства нашего визита, мы сумели рядом со старой партой провести церемонию поздравления Никиты Кузнецова с 18-летием. Екатерина Игоревна вручила юноше редкую книгу, Юрий Валентинович — картину школьного художника начала XXI века, ребята же зааплодировали. Обстановка в стиле «сюр» не лишила задора детей, которые соприкоснулись со скульптурой человека палеолита нос к носу. А взволнованность не помешала мне увидеть, как кто-то из «персонала» выносит портрет классика русской и советской педагогики Станислава Шацкого в «неизвестном направлении». Покидая музей, я ударил в рынду (корабельный колокол), дав последний звонок целой эпохе.
Мы оказываемся в холле школы, и я прошу ребят у исторической лестницы высказаться. В их словах не звучит никакого «упадничества», а Ксения выражает надежду, что экспонаты не затеряются и вернуться на своё место. Детское сознание сгладило ситуацию кризиса, и ободрение получилось не симулятивным, хоть и не броским. Саша Слёзкин выразился так: «История — важнее всего; если б истории не было, кем бы мы были? Никем!» Слава Богу, история есть, более того, мы стали активными участниками одного из её сюжетов. Да, драматичного! Но история в основном из таких и состоит! И вот для чего требуется историческое самосознание, складыванию которого я посвятил годы: чтобы мы ощущали невозможность самоидентификации и экзистенции полноценной личности вне историко-культурного процесса и контекста!
Приведу некоторые общие сведения о школе из справки, составленной Ю.В. Антоновым и его коллегами: «Школа № 204 имени А.М. Горького работала в системе образования более 100 лет. Её история началась в 1905 г. с создания известным педагогом Шацким С.Т. и архитектором Зеленко А.У. Детского клуба «Сетлемент». В 1918 году школа стала 1-ой Опытной школой Наркомпроса РСФСР. Под руководством Луначарского А.В., Крупской Н.К., Бубнова А.С., Шацкого С.Т. в школе отрабатывалась новая система педагогики, с учётом опыта классического образования в Европе и России.
В 1932 г. постановлением коллегии Наркомпроса Опытной школе № 1 за отличные результаты в преподавании русского языка и литературы присвоили имя писателя Горького. Алексей Максимович лично неоднократно посещал школу. В школьном музее хранятся книги и вещи, подаренные им персонально и его родственниками.
К слову, территория школы — территория бывшей усадьбы князей Голицыных и Скорбященского женского монастыря (до 1919 г.), которая буквально насыщена памятниками истории и архитектуры, связанными с православным просветительством, народным образованием, наукой и культурой нашего государства.
В 1936 году на территории монастырского кладбища для школы 2-ой архитектурной мастерской МОССОВЕТА (архитекторы Муравьев И.И. и Тишин А.В.) по специальному проекту было построено новое школьное здание. Удивительно, но факт: в 1903 году в этом же месте был похоронен Н.Ф. Федоров (Гагарин) — известный философ-космист, библиотекарь, учитель.
Школа № 204 имени А.М. Горького стала правопреемницей и продолжила воспитательные и педагогические традиции «Сетлемента» и 1-й Опытной школы Наркомпроса имени А.М. Горького.
В далёкие годы суровых испытаний Великой Отечественной войны школа не прерывала учебной деятельности, а в одном из её «крыльев» с лета 1941 г. находился штаб 177 ИАП, где служил Герой Советского Союза Виктор Талалихин, а с начала 1942 г. располагался военный эвакогоспиталь № 4640 , где в свободное от учебы время учителя и ученики школы помогали медицинскому персоналу госпиталя ухаживать за ранеными, организовывали выступления художественной самодеятельности.
В период с 1955 по 2005 годы школа являлась экспериментальной площадкой Академии Педагогических наук СССР и Российской Академии образования. Летом 2012 г. Департаментом образования г. Москвы «Музею истории школы XIX-XXI» был выдан сертификат № 603 и присвоен статус «Музей образовательных учреждений».
Последовали долгие и плодотворные годы работы. Собраны около 2000 экспонатов, организован ряд экспозиций, посвящённых довоенному, военному и послевоенному периодам, реформам образования. Экспонаты музея — уникальны, всё принадлежат школе, выпускникам и учителям, всё связаны с событиями школьной истории. Даже красные знамёна пионерской и комсомольской организаций школы сохранились!
В 2014 г. школа вошла в число лучших школ России (ТОП-500) и была представлена в Федеральном справочнике «СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ» (Реестровый № СО/3/86 от 28.04.2014).
Всё изменилось в июле 2014 года. Согласно приказу Департамента образования г. Москвы № 516 ГБОУ СОШ № 204 имени А.М. Горького была реорганизована путем присоединения к ГБОУ «Технический лицей № 1501». При этом школа полностью лишилась юридического и имущественного статусов, утратила имя А.М. Горького и свой исторический номер 204.
На фасаде здания школы вывеска — «ГБОУ Школа № 1501 г. Москвы». От прежней школы остался только музей с названием «Школа имени Горького». Однако структурным подразделением новой школы музей так и не стал.
На самом деле «Школа № 204 имени А.М. Горького» – сама история. Таких школ в России единицы, их надо всемерно сохранять…»
Наша зеленоградская группа не только поучаствовала в акции, но и осмотрела ещё несколько значимых культурных мест в течение этого долгого августовского дня. Мы совершенно неожиданно вышли на маяк колокольни храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, возведённого на средства купца И. Кожевникова архитектором А. Элькинским 200 лет назад в стиле ампир на Миусском кладбище. В церкви неоднократно служил патриарх Тихон, избранный в 1917 году. Совершенно неожиданным для нас явился тот факт, что при этом храме в 2012 году открыто представительство Митрополичьего округа Русской православной церкви в республике Казахстан. А ведь с XIX века мученицы стали покровителями Казахстана: мы можем назвать город Верный (Алма-Ата), станицы Надеждинская, Любавинская и Софийская, из которых позже выросли соответственно города Иссык, Каскелен и Талгар. Заметим, что Миусское кладбище учреждено в 1770-е гг., после эпидемии чумы, как и ряд других кладбищ на окраинах Москвы, так что и деревянная церковь существовала с той поры. В советские годы храм был разорён, обветшал, и нынешний его великолепный интерьер, включая росписи, сложился недавно. Я рассказал экскурсантам о подвиге девочек и их матери, пострадавших за Христа в I веке н.э. при императоре Адриане, охарактеризовал стиль ампир, вошедший в моду после изгнания Наполеона. Разумеется, излишне говорить, как символично прозвучали эти имена-добродетели в ключе нашей задачи по поддержке музеев, принципов музейной педагогики, гуманизма и справедливости.
После посещения школы мы заглянули также в Новослободский парк, расположенный на месте упомянутого выше Скорбященского монастыря. Здесь я подробнее поведал о философе, библиотекаре Румянцевской библиотеки (ныне РГБ), мыслителе, рассматривавшем человека как часть космоса и мечтавшем о возрождении предков, стороннике всеохватного сохранения памяти, собеседнике Льва Толстого и Константина Циолковского Николае Фёдоровиче Фёдорове (1829-1903), могила которого затерялась, но надгробный камень с неё непосредственно у школы видела ещё в 1950-х гг. супруга Юрия Валентиновича Екатерина Самсоновна, окончившая школу № 204 им. Горького в 1963 году. Тогда ребята, играя во дворе или занимаясь посадкой деревьев, нередко натыкались на останки погребённых на бывшей монастырской территории. Мы оглядели сохранившиеся строения Скорбященского монастыря, основанного в 1890 году по хлопотам княжны Александры Голицыной и благодетелей Акилины Смирновой и купца Ивана Ефимова. Первое из этих строений – двухэтажный трапезный корпус 1901 года, построенный в неорусском стиле (см. на фотографиях краснокирпичные строения). Второе – мощный собор Всемилостивого Спаса, где в течение 90 лет располагались разные учреждения, возрождаемый ныне. В финале акции-экскурсии мы подошли к часовне на месте упокоения Акилины Смирновой (в иночестве монахини Рафаилы), находящейся между собором и университетом «Станкин».
Несмотря на усталость, никто из ребят не приуныл, не поддался капризам. Духовным трудам требуется плотское подкрепление, которому и была отдана дань. Я очень полагаюсь на историю, на некоторые её закономерности и поэтому не теряю надежды, что за последним звонком обязательно последует первый, вот только кто его даст и когда?
На следующий день после нашей акции буквально за 40-45 минут сложились стихи:
Пролетают дни, а ты поддерживай
Их полёт вниманием к нему,
Чувствами, идеями, надеждою,
Сердце возвышающей и ум!
Погрусти, но не впадая в панику,
Свой полёт от мира не тая,
Будь большим и лишь для мамы — маленьким,
И душа засветится твоя!
Сам в полёте будь, и дней движение
Не растает где-то в пустоте,
Не играй, мой друг, на «понижение»,
Оставаясь верным высоте!
Александр Снегуров
Новости Зеленограда