Для целой эпохи последний звонок

Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Для целой эпохи последний звонок Новости Зеленограда Друзья, коллеги, люди, живущие не в парадигме «мне всё равно», «это нам не задавали, это мы не проходили»! 16.08 мы провели акцию «Для целой эпохи последний звонок». В ней участвовали дети от 7 до 17 лет из разных школ Зеленограда: Александр, Мария, Ксения, Альбина, Николай, Андрей, Тимофей, Михаил, архитектор, социальный энтузиаст, хористка Екатерина Игоревна Алёшина, представитель родительской общественности, юрист Екатерина Сергеевна Терехова, краевед, историк, журналист, археолог, коллекционер, мой ученик и сподвижник Никита Кузнецов, ныне студент истфака РГГУ. Акция была организована нашим Музеем-клубом истории образования и духовной культуры при содействии Е.И. Алёшиной и заключалась в поддержке музеев школы № 204 им. Максима Горького, их организаторов и хранителей — Юрия Валентиновича Антонова и Дмитрия Владимировича Малых. 

Пунктирно: после реконструкции московских школ у них порой теряется индивидуальное лицо, в частности, пропадают или стандартизируются музеи. Сейчас готовится реконструкция одной из старейших школ Москвы № 1501 (прежний — 204), план капитального ремонта не предусматривает музейных помещений, памятник М. Горькому велено демонтировать, все мемориальные доски на фасаде – снять. А ведь школе – более 105 лет, у истоков  её стояли титан педагогики С. Шацкий, архитектор-экспериментатор и педагог-новатор А. Зеленко; в школе бывал лично Максим Горький, её окончили поэт-фронтовик Давид Самойлов, физик и астроном Феликс Зигель, нейрохирург, Герой Труда Александр Коновалов, народный художник СССР Александр Шилов, писатель Александр Проханов.          

Некоторым адресатам я сообщал о подготовке  акции, но ряд людей, к которым я относился с доверием, проигнорировали мой призыв или отклонили его. Что ж, хвала тем, кто оказался в группе избранных! Мы буквально писали эпилог существования школы и музеев, по крайней мере, в прежней версии: во время экскурсии рабочие и некоторые сотрудники школы выносили экспонаты, складывали их в коробки, кто-то застывал на несколько минут, «поймав» волну нашего общения. Это были сцены, достойные Вед: мир детства излучал радость и увлечённость при знакомстве с музеями, а через эти чистые и благородные чувства сновали, словно персонажи театра абсурда, рабочие, выносившие обломки этой радости и любопытства в зону рутинной суеты и неопределённости. Один ребёнок громко и отчётливо произнёс: «Это же издевательство над историей!» Несколько недель назад на площадке школы № 204 собирались педагоги-энтузиасты и музейщики, которым небезразличны судьбы Отечества, просветительской теории и практики; среди них я хочу особо отметить Н.В. Соколову, Н.Н. Сосновскую, С.Р. Сварчевского, Ю.К. Берёзкина. Обсуждался вопрос будущего музеев, способов спасения и сохранения экспонатов, отстаивания ценностей педагогики. И вот сейчас мы узнаём, что с понедельника (19.08) доступ в музеи закрывается, сами они ликвидируются. Наша экскурсия оказалась действительно последней, мы засвидетельствовали, как музейный бриг затащен в док и разбирается холодно и в спешке. Я не заметил, чтоб составлялись какие-то описи экспонатов, положенных в ту или иную коробку, хорошо, что упаковка ведётся хотя бы под наблюдением досточтимых коллег. Дмитрий Владимирович вообще хотел замуроваться в музейном подвале и переждать шторм. Несмотря на форс-мажорные обстоятельства нашего визита, мы сумели рядом со старой партой провести церемонию поздравления Никиты Кузнецова с 18-летием. Екатерина Игоревна вручила юноше редкую книгу, Юрий Валентинович — картину школьного художника начала XXI века, ребята же зааплодировали. Обстановка в стиле «сюр» не лишила задора детей, которые соприкоснулись со скульптурой человека палеолита нос к носу. А взволнованность не помешала мне увидеть, как кто-то из «персонала» выносит портрет классика русской и советской педагогики Станислава Шацкого в «неизвестном направлении». Покидая музей, я ударил в рынду (корабельный колокол), дав последний звонок целой эпохе.

Мы оказываемся в холле школы, и я прошу ребят у исторической лестницы  высказаться. В их словах не звучит никакого «упадничества», а Ксения выражает надежду, что экспонаты не затеряются и вернуться на своё место. Детское сознание сгладило ситуацию кризиса, и ободрение получилось не симулятивным, хоть и не броским. Саша Слёзкин выразился так: «История — важнее всего; если б истории не было, кем бы мы были? Никем!» Слава Богу, история есть, более того, мы стали активными участниками одного из её сюжетов. Да, драматичного! Но история в основном из таких и состоит! И вот для чего требуется историческое самосознание, складыванию которого я посвятил годы: чтобы мы ощущали невозможность самоидентификации и экзистенции полноценной личности вне историко-культурного процесса и контекста!

Приведу некоторые общие сведения о школе из справки, составленной Ю.В. Антоновым и его коллегами: «Школа № 204 имени А.М. Горького работала в системе образования более 100 лет. Её история началась в 1905 г. с создания известным педагогом Шацким С.Т. и архитектором Зеленко А.У. Детского клуба «Сетлемент». В 1918 году школа стала 1-ой Опытной школой Наркомпроса РСФСР.  Под руководством Луначарского А.В., Крупской Н.К., Бубнова А.С., Шацкого С.Т.  в школе отрабатывалась новая система педагогики, с учётом опыта классического образования в Европе и России.  

В 1932 г. постановлением коллегии Наркомпроса Опытной школе № 1 за отличные результаты в преподавании русского языка и литературы присвоили имя писателя Горького. Алексей Максимович лично неоднократно посещал школу.  В школьном музее хранятся книги и вещи, подаренные им персонально и его родственниками.    

К слову, территория школы — территория бывшей усадьбы князей Голицыных и Скорбященского женского  монастыря (до 1919 г.), которая буквально насыщена памятниками истории и архитектуры, связанными с православным просветительством, народным образованием, наукой и культурой нашего государства.

В 1936 году на территории монастырского кладбища для школы 2-ой архитектурной мастерской МОССОВЕТА (архитекторы Муравьев И.И. и Тишин А.В.) по специальному проекту было построено новое школьное здание. Удивительно, но факт: в 1903 году в этом же месте был похоронен Н.Ф. Федоров (Гагарин) — известный философ-космист, библиотекарь, учитель.

Школа № 204 имени А.М. Горького стала правопреемницей и продолжила воспитательные и педагогические традиции «Сетлемента» и 1-й Опытной школы Наркомпроса имени А.М. Горького.

В далёкие годы суровых испытаний Великой Отечественной войны школа не прерывала учебной деятельности, а в одном из её «крыльев» с лета 1941 г. находился штаб 177 ИАП, где служил Герой Советского Союза Виктор Талалихин, а с начала 1942 г. располагался военный эвакогоспиталь № 4640 , где в свободное от учебы время учителя и ученики школы помогали медицинскому персоналу госпиталя ухаживать за ранеными, организовывали  выступления художественной самодеятельности. 

В период с 1955 по 2005 годы школа являлась экспериментальной площадкой Академии Педагогических наук СССР и Российской Академии образования. Летом 2012 г. Департаментом образования г. Москвы «Музею истории школы XIX-XXI» был выдан сертификат № 603 и  присвоен статус «Музей образовательных учреждений».

Последовали долгие и плодотворные годы работы. Собраны около 2000 экспонатов, организован ряд экспозиций, посвящённых довоенному, военному и послевоенному периодам, реформам образования.  Экспонаты музея — уникальны, всё принадлежат школе, выпускникам и учителям, всё связаны с событиями школьной истории.  Даже красные знамёна пионерской  и комсомольской организаций школы сохранились!

В 2014 г. школа вошла в число лучших школ России (ТОП-500) и была представлена в Федеральном справочнике «СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ» (Реестровый № СО/3/86 от 28.04.2014).

Всё изменилось в июле 2014 года. Согласно приказу Департамента образования г. Москвы № 516 ГБОУ СОШ № 204 имени А.М. Горького была реорганизована путем присоединения к ГБОУ «Технический лицей № 1501». При этом школа полностью лишилась юридического и имущественного статусов, утратила имя А.М. Горького и свой исторический номер 204.

На фасаде здания школы вывеска — «ГБОУ Школа № 1501 г. Москвы». От прежней школы остался только музей с названием «Школа имени Горького». Однако структурным подразделением новой школы музей так и не стал.

На самом деле «Школа № 204 имени А.М. Горького» – сама история.    Таких школ в России единицы, их надо всемерно сохранять…»

Наша зеленоградская группа не только поучаствовала в акции, но и осмотрела ещё несколько значимых культурных мест в течение этого долгого августовского дня. Мы совершенно неожиданно вышли на маяк колокольни храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, возведённого на средства купца И. Кожевникова архитектором А. Элькинским 200 лет назад в стиле ампир на Миусском кладбище. В церкви неоднократно служил патриарх Тихон, избранный в 1917 году.  Совершенно неожиданным для нас явился тот факт, что при этом храме в 2012 году открыто представительство Митрополичьего округа Русской православной церкви в республике Казахстан. А ведь с XIX века мученицы стали покровителями Казахстана: мы можем назвать город Верный (Алма-Ата), станицы Надеждинская, Любавинская и Софийская, из которых позже выросли соответственно города Иссык, Каскелен и Талгар. Заметим, что Миусское кладбище учреждено в 1770-е гг., после эпидемии чумы, как и ряд других кладбищ на окраинах Москвы, так что и деревянная церковь существовала с той поры. В советские годы храм был разорён, обветшал, и нынешний его великолепный интерьер, включая росписи, сложился недавно. Я рассказал экскурсантам о подвиге девочек и их матери, пострадавших за Христа в I веке н.э. при императоре Адриане, охарактеризовал стиль ампир, вошедший в моду после изгнания Наполеона. Разумеется, излишне говорить, как символично прозвучали эти имена-добродетели в ключе нашей задачи по поддержке музеев, принципов музейной педагогики, гуманизма и справедливости.

После посещения школы мы заглянули также в Новослободский парк, расположенный на месте упомянутого выше Скорбященского монастыря. Здесь я подробнее поведал о философе, библиотекаре Румянцевской библиотеки (ныне РГБ), мыслителе, рассматривавшем человека как часть космоса и мечтавшем о возрождении предков, стороннике всеохватного  сохранения памяти, собеседнике Льва Толстого и Константина Циолковского Николае Фёдоровиче Фёдорове (1829-1903), могила которого затерялась, но надгробный камень с неё непосредственно у школы видела ещё в 1950-х гг. супруга Юрия Валентиновича Екатерина Самсоновна, окончившая школу № 204 им. Горького в 1963 году. Тогда ребята, играя во дворе или занимаясь посадкой деревьев, нередко натыкались на останки погребённых на бывшей монастырской территории. Мы оглядели сохранившиеся строения Скорбященского монастыря, основанного в 1890 году по хлопотам княжны Александры Голицыной и благодетелей Акилины Смирновой и купца Ивана Ефимова. Первое из этих строений – двухэтажный трапезный корпус 1901 года, построенный в неорусском стиле (см. на фотографиях краснокирпичные строения).  Второе – мощный собор Всемилостивого Спаса, где в течение 90 лет располагались разные учреждения, возрождаемый ныне. В финале акции-экскурсии мы подошли к часовне на месте упокоения Акилины Смирновой (в иночестве монахини Рафаилы), находящейся между собором и университетом «Станкин».

Несмотря на усталость, никто из ребят не приуныл, не поддался капризам. Духовным трудам требуется плотское подкрепление, которому и была отдана дань. Я очень полагаюсь на историю, на некоторые её закономерности и поэтому не теряю надежды, что за последним звонком обязательно последует первый, вот только кто его даст и когда?

На следующий день после нашей акции буквально за 40-45 минут сложились стихи:

Пролетают дни, а ты поддерживай 

Их полёт вниманием к нему, 

Чувствами, идеями, надеждою, 

Сердце возвышающей и ум! 

Погрусти, но не впадая в панику,

Свой полёт от мира не тая,

Будь большим и лишь для мамы — маленьким,

И душа засветится твоя! 

Сам в полёте будь, и дней движение

Не растает где-то в пустоте, 

Не играй, мой друг, на «понижение»,

Оставаясь верным высоте!

Александр Снегуров

Новости Зеленограда

Добавить комментарий